Главная » Статьи » Публикации » Научно-методические публикации

Стихотворение Б.Пастернака «Гамлет» в аспекте интертекстуальных связей

Стихотворение Б.Пастернака «Гамлет» в аспекте интертекстуальных связей

 

Интертекстуальные связи, оформляющие диалогическое взаимодействие текстов в процессе их функционирования, отражают и способ познания действительности автором речи, и специфику её интерпретации творческой личностью, так как обращение говорящего к артефактам, явлениям культуры обеспечивает не только создание, но и понимание глубинных смыслов произведения. При этом текст, диалогически реагирующий на прецендентный текст, способен задавать ему новую смысловую перспективу: выдвигать на первый план личностные авторские смыслы, обусловленные художественным замыслом автора. В этой связи представляется интересным выяснить, к каким текстам апеллирует тот или иной автор, что привлекает его особое внимание, ибо это обстоятельство позволит многое объяснить в особенностях устройства авторского художественного сознания. Если же говорить об авторской оценке образов, то она чаще выражается не прямо, а на основе образных параллелей и представлений, центром притяжения которых служит персонаж и связанные с ним реалии или явления. Таким образом, интертекст часто выполняет характерологическую функцию и играет важную роль в развёртывании основных мотивов произведения, выступая в ряде случаев в качестве ключа к подтексту.

В романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» цикл стихотворений Юрия Живаго открывается стихотворением «Гамлет», а завершается «Гефсиманским садом». Более того, стихотворение «Гамлет» (1946) само построено на мотиве Гефсиманского сада – мотиве моления о чаше. Стихотворение написано и от Гамлета, в том смысле, что воссоздаёт его положение, и одновременно – от актёра, исполнителя роли Гамлета, от человека в положении Гамлета. Но всё преломлено сквозь мотив Гефсиманской молитвы Христа. Театр и жизнь, Шекспир и Евангелие – всё сливается, образуя смысловое поле колоссального объёма. Разрешение дано в концовке стихотворения: Но продуман распорядок действий, / И неотвратим конец пути. // Я один, всё тонет в фарисействе. // Жизнь прожить – не поле перейти. Побеждает «замысел упрямый», предназначение, судьба: Гамлет (и сам герой, и его современный, в очень широком смысле, двойник) остаётся Гамлетом – и оказывается в новом, роковом для него и жертвенном положении.

Таким образом, тексты, оказавшие влияние на автора речи в тот или иной временной отрезок, выступают в качестве источников образных средств и деталей, что, в свою очередь, обусловливает построение контекста, отсылающего к тому или иному литературному произведению, и углубляет представление о художественном произведении не только как о литературном, лингвистическом, но и как социокультурном явлении.

Категория: Научно-методические публикации | Добавил: amshagalov (19.07.2016)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Образовательная организация
МАОУ СОШ №7 им. Г.К.Жукова
Краснодарский край, г.Армавир,
ул. Лермонтова, 93. 352901
Телефон/факс: 8 (86137)33913
e-mail: armschool7@gmail.com


8 953 098-35-42 a.m.shagalov@mail.ru
На карте
https://yandex.ru/maps/-/CVhiyUz8