Главная » Статьи » Публикации » Научно-методические публикации |
Использование аудиозаписи на уроках изучения лирики
Истории звукозаписи не более 130 лет, но опыт показал, что звук может стать мощным средством воздействия, а использованный в преподавании – важным компонентом урока. Для начала давайте разделим все аудиозаписи произведений на чтение художественное и чтение авторское. В чём различие этих двух типов записей? Каковы их функции? Как использовать их на уроках изучения лирики? Последующее изложение нашей работы и будет ответом на эти вопросы. Чтение художественное – это чтение произведений актёрами, мастерами художественного слова – ныне уходящее и вымирающее искусство. Такое чтение, несомненно, пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной, способной пробудить в школьнике душевный отклик, мысль о возможностях выразительного чтения. Разумеется, что эти записи можно использовать при изучении лирических произведений XIX века, так как голосов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета сохраниться не могло. Но при изучении литературы XX века можно применять уже чтение авторское, которому, без сомнений, следует отдать большее предпочтение, и вот почему… Авторское чтение – это чтение автором своих произведений, т.е. ЧИТАЕТ АВТОР. Возникает вопрос: широк ли диапазон аудиозаписей авторского чтения, которые мы можем применять на уроке? Известны записи голоса А.Белого, С.Есенина, В.Маяковского, И.Бунина, Н.Гумилёва, А.Ахматовой, Б.Пастернака, К.Симонова, О.Берггольц, Д.Самойлова, Н.Заболоцкого, Ю.Друниной, С.Маршака, К.Чуковского, Н.Рубцова и многих других писателей и поэтов, творчество большинства из которых изучается в школе. В чём отличие голоса автора от голоса мастера художественного слова? Автор, чего не допустит актёр-чтец, может ошибаться в речи, так, например, Заболоцкий говорит вместо рУсло руслО, да и большинство авторов читают без выражения – вспомнить хотя бы «детское» чтение Пастернака. Получается, что авторское чтение не может вызвать столь глубокого эмоционального отклика или быть примером выразительного чтения (за малым исключением – если вспомнить блестящее чтение Эдуарда Багрицкого). Но чтение автора имеет другие цели – помочь раскрыть глубинный смысл стихотворения, затронуть его тончайшие струны. И тогда становится понятным монотонное и трагическое чтение Блока, как бы смотрящего на себя со стороны, громкое и сильное декламирование Маяковского – и уже не можешь воспринимать его стихи камерно. Например, в 6 классе, при изучении стихов Есенина, можно спросить у детей, как они представляют себе звучание стихов Есенина? Большинство скажет о чувстве мягкости, лиричности, но при включении записи поэта отношение меняется: Есенин читает с надрывом, выкрикивая – эта деталь может помочь школьникам при анализе произведений поэта, его творческой судьбы. И как ни странно, именно авторское чтение способно более полно передать ритмику стихотворения: медленные, тягучие строки Ахматовой, детское, выразительное чтение Чуковского с сильным выделение ударных гласных, Но главное, на что работает авторское чтение – это создание образа живого поэта, живого человека, личности, ощущение её присутствия, и тогда каждый поэт будет для ученика не только фотографией в учебнике, но яркой, настоящей личностью в общем течении литературы. Все аудиозаписи могут применяться на любом этапе урока: в начале, придавая особую тональность и эмоциональность последующему материалу, в середине урока, при анализе произведения, в конце, как завершающий аккорд, яркий, запоминающийся штрих. Так, можно использовать запись голоса поэта при изучении стихотворения Маяковского «Необычайное приключение…». Нет смысла воспроизводить стихотворение полностью – качество звука не даёт распознать все слова, но пусть прозвучит отрывок, последние строки стихотворения. Дети будут размышлять над идеей произведения, в каких строках она заключена, и, высказав своё мнение, смогут услышать «правильный ответ» в исполнении самого поэта: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца! Результат? Запись голоса поэта, этот отрывок стихотворения с его повторным прочтением, запомнился большинству учащихся наизусть. При работе с аудиозаписью необходимо избегать следующих ошибок. Запись не должна длиться очень долго, иначе к ней теряется внимание. Запись не должна быть целью урока, а лишь средством достижения цели. Запись должна быть связана с изучаемым материалом. Не следует применять аудиозаписи на каждом уроке, иначе их применения превратится для школьников в игру или в привычную, не запоминающуюся часть урока. Разумеется, что аудиоматериал не должен и не может вытеснить живое слово учителя, не об этом речь. Он лишь призван внести в урок элемент документальности, нотку реализма. Всё вышесказанное совсем не означает, что урок без аудиозаписи – не урок, что понять без неё произведение невозможно, но она позволяет разнообразить урок, привлечь внимание учащихся к поставленной проблеме, придав необходимый эмоциональный импульс, сделать урок запоминающимся, помочь в раскрытии и более глубоком понимании текста. | |
Просмотров: 5962 | |
Всего комментариев: 0 | |