Каждый ребёнок уникален

26-летний учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова г. Армавира Александр Шагалов стал победителем конкурса «Учитель года Кубани». Осенью он поборется за звание «Учитель года России».

Мы поговорили с Александром о плюсах и минусах нынешнего образования, ЕГЭ и современных детях.

- Александр, расскажите о своём участии в конкурсе. Что это вам дало?

- Конкурс проходил с 11 по 14 мая в Краснодаре. Для того чтобы попасть на краевой уровень, надо было выиграть школьный, а потом городской уровни. Мы представляли свой интернет-ресурс, эссе, в незнакомом классе я проводил урок, тема которого объявлялась накануне. Проводили также мастер-класс, педагогический совет и круглый стол, участвовали в образовательном проекте.

Что дал этот конкурс? Конкурс очень интересен, он помогает поделиться учителям друг с другом своим опытом, наработками, лучшими педагогическими идеями. Ты можешь попробовать свои силы. Конкурс придаёт больший статус учителю в обществе, потому что это одна из главнейших профессий.

- Почему вы выбрали профессию учителя?

- Было бы неправдой сказать, что я с первого класса хотел быть учителем, всегда об этом мечтал… Нет. Я и в десятом классе толком не знал, кем буду. Но решающую роль сыграла любовь к русскому языку и литературе. Я восторгаюсь русским языком, считаю, что это один из лучших языков в мире. Он даёт необыкновенные возможности для творчества, это потрясающая пластика. Я всегда любил литературу, хорошо писал сочинения. И понял, что один из вариантов, куда я могу пойти, – это филфак.

Также если брать историю семьи, то в моём роду были преподаватели. Мой прадедушка Литвинец Михаил Иванович и прабабушка Литвинец Анастасия Семёновна были учителями. Прадед преподавал русский язык и литературу, был завучем школы №8, оттуда он призывался на войну. Прабабушка была учителем математики.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный учитель?

- Очень много качеств… Во-первых, должны быть глубокие знания, человек должен быть образованным и культурным. Не только знания в своём предмете, а в предметах, смежных с ним. Например, литература очень тесно связана с историей, философией, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Во-вторых, учитель должен быть честным и справедливым как к самому себе, так и к ученикам, правильно их оценивать, вовремя разглядеть в них таланты и способности.

- А каковы, на ваш взгляд, современные дети? Как отражается на учебном процессе их увлечение гаджетами и соцсетями?

- Дети сейчас не плохие, они просто другие. Они растут, с детства имея телефоны, ноутбуки. И учитель должен шагать в ногу со временем.

Современные дети живут в мире информационных технологий. Телефоны, интернет занимают очень много времени. Причём многие дети ходят и к репетиторам, и на кружки: танцы, художка, музыка. То есть они ещё и это успевают. А вот вечером своё свободное время, когда мы раньше читали, они больше тратят на игры и интернет. Я это решил использовать в образовательных целях. В интернете создал для классов, где я веду, группу в соцсети «Вконтакте» по своим урокам – русскому языку и литературе, где они могут смотреть номера заданий. Там я размещаю на лето списки для чтения, какую-то интересную информацию (загадки, онлайн-тесты).

Я доволен современной молодёжью, потому что все дети в чём-то уникальны. Даже те, которым не даётся учёба. Не это главное в жизни. Не учится на «5» и «4», но он очень честный, трудолюбивый, порядочный, может что-то мастерить руками.

- Увлечение соцсетями, телефонами, СМС-ками отразилось, в частности, на словарном запасе детей?

- Отразилось. Пишешь СМС-ки кратко, формируется отрывочное, короткое мышление.

Но при этом даже «СМС-ное мышление» не в силах устоять против читающих. В каждом классе есть дети, которые читают книги не только по программе, не только русскую, но и зарубежную литературу. Читающий человек получает прививку от «СМС-ного мышления». Если ты читаешь, то уже не сможешь писать неграмотно.

- Многие не идут работать в школу, потому что считают, что в школе слишком маленькая зарплата, на которую семью не прокормить…

- Вопрос относительный… Когда говорят, что учителя по стране стали больше получать, берутся средние цифры. По отчётам выходит неплохо…

Но проблема в том, что должна хорошо оплачиваться ставка. В современной школе, чтобы заработать, приходится брать нагрузку больше одной ставки. Ставка – это 18 часов в неделю. Если бы учитель получал достойную зарплату за одну ставку, он бы вёл в 2-3 классах уроки спокойно, больше внимания уделял детям. Но когда он ведёт сразу в пяти классах... А в каждом классе по 3 контрольных тетради, не считая обычных рабочих – выходит 15 стопок контрольных тетрадей!

Работа на 1,5 – 2 ставки – очень большая нагрузка, постоянные проверки тетрадей, дома – подготовка к урокам, заполнение журналов. Увеличение зарплаты идёт за счёт увеличения объёма труда.

- Меняется ли сейчас отношение к учителю в обществе?

- Учитель – профессия важная, нужная, и к ней должно быть только хорошее, даже бережное отношение. Но то, что мы сейчас видим по телевизору, иногда меня неприятно удивляет. Очень часто учителя выставляют в негативном плане. С ребёнком что-то случилось, упал, сломал, разбил, попал в неприятную историю – всегда говорят, что школа недосмотрела. С этим я не согласен. Роль учителя, конечно, предполагает воспитательную функцию. Но я считаю, что за ребёнка, прежде всего, несут ответственность родители. Нельзя снимать всю вину с родителей и говорить, что виновата школа. К сожалению, сейчас эта тенденция иногда прослеживается. Журналисты должны больше говорить о другом: о победах учителей и их учеников, о важности педагогической профессии.

- Как вы оцениваете современную систему образования? Какие недостатки в ней видите?

- Сейчас введены Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Вроде бы система перенастроилась на новые цели, но принципиальной разницы нет. И раньше мы получали хорошее образование, и сейчас оно осталось хорошим.

Плюс современного образования (я надеюсь, что мы это не потеряем, а будем развивать) – ребёнок получает фундаментальные знания по всем предметам. Не нужно скатываться к тому, чтобы с пятого класса ребёнок шёл только по профилю. В старших классах профиль может быть, но ребёнок должен, даже будучи филологом, знать основы физики. Физик, который проводит опыты и решает задачи, должен знать, кто такой А.С.Пушкин, что он сделал для русской литературы и культуры в целом.

Из минусов системы образования – загруженность бумагами учителя. Нужно освободить учителя от бумажной волокиты.

Есть проблема единого учебника. Он должен быть по каждому предмету. По русскому языку и литературе 5-7 программ, учителя одного города работают по разным программам. Переходя из одной школы в другую, ученик не может понять, чего от него хотят.

Я считаю, что не нужно особо сильно делать упор на информационные технологии. На мой взгляд, классика урока – в сочетании традиций и новаций. Должна быть и интерактивная доска, и обычная доска, и работа в тетради. Нужно искать золотую середину, брать лучшее от старых традиций, немного инноваций и всё это разумно сочетать.

- Ваше отношение к ЕГЭ?

- Изначально было крайне негативное. Затем я свои взгляды пересмотрел: все тесты были значительно переработаны, и сейчас нет возможности просто угадать ответ. Большинство заданий – открытые, нужно найти слово и выписать его. Если, например, тебя просят найти и выписать из текста указательное местоимение, а ты не знаешь, что это такое, то ты его не найдёшь.

Есть стандарт, нет коррупции. Я вижу это на примере моих знакомых, родственников, они поступают с результатами ЕГЭ в разные города, в Москву, Санкт-Петербург, что было практически невозможно, когда мы сами учились.

- Многие родители считают, что школа не даёт таких знаний, чтобы сдать ЕГЭ на высокие баллы, поэтому приходится прибегать к помощи репетиторов. Вы согласны с такой оценкой?

- Это зависит от учеников. Если учитель честно и качественно проводит все уроки, а ученику не хватает тех часов, которые есть по программе, то остаётся нанимать репетиторов. Многие дети сами, без репетитора, могут сдать ЕГЭ.

Нельзя сказать, что школа даёт некачественное образование. Есть другая проблема – часов мало. Например, в пятом классе русского языка 5 часов в неделю, в шестом классе - 6 уроков, в седьмом - 4, а в девятом классе - уже 3 урока. Поэтому ребёнок ищет репетиторов.

В каждой школе учитель бесплатно проводит консультации по подготовке детей к экзаменам. Но не все ходят. А потом за полгода до экзамена некоторые из детей могут сказать: «Мы хотим поднять уровень знаний с 5 по 9 класс». Но это невозможно. Кто учится, у того обычно проблем нет.

- Чем вы занимаетесь в свободное от школы время? У вас есть хобби?

- Я очень люблю читать. Покупаю книги. Я никогда не читаю книги в электронном формате. Если мне книга нравится, я хочу, чтобы она у меня была в реальности, из бумаги.

Люблю рисовать. В своё время бросил художественную школу, но любовь к рисунку осталась.

Ещё я люблю в свободное время заниматься литературным творчеством. Сказать, что я пишу стихи и рассказы – это было бы слишком громко, поэтому так – занимаюсь литературным творчеством. Посещаю литературные клубы нашего города, есть у меня литературные публикации.

Ещё я собираю записи голосов писателей. У меня дома есть пластинки, и я их использую в преподавании. Есть записи голосов Толстого, Куприна, Брюсова, Есенина, Маяковского, Пастернака и многих других. Это очень интересно, когда дети могут услышать живой голос автора.

- Спасибо за интервью. Желаем вам дальнейших побед!

Е. Владимирова

Образовательная организация
МАОУ СОШ №7 им. Г.К.Жукова
Краснодарский край, г.Армавир,
ул. Лермонтова, 93. 352901
Телефон/факс: 8 (86137)33913
e-mail: armschool7@gmail.com


8 953 098-35-42 a.m.shagalov@mail.ru
На карте
https://yandex.ru/maps/-/CVhiyUz8