Гордость филфака. Гордость АГПУ. Гордость Кубани
14 мая 2016 года в Краснодаре было названо имя победителя XXIII краевого профессионального конкурса «Учитель года Кубани». Им стал выпускник филологического факультета Армавирского государственного педагогического университета, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ им. Г.К. Жукова Александр Михайлович Шагалов. Свою победу он называет одной из самых больших побед в своей жизни. Но наш разговор с Александром был не о прошедшем состязании, а о прошлом, настоящем и немного – о будущем.
- Думаю, мы далеко не первые, чьи поздравления с получением звания «Учитель Кубани» ты получаешь. О твоей победе можно было прочитать в информационных заметках, статьях, и в них в большей степени речь идет о самом конкурсе. А мне хотелось бы узнать о тебе: кто ты, Учитель Кубани-2016?
- На такой вопрос сложнее всего и ответить. Кто я? Я, наверное, мечтатель. Взрослый, который сохранил в душе ребенка в хорошем смысле этого слова. Человек творческий (не люблю слово креативный).
- Выступая на прошедшем не так давно в Армавирской государственном педагогическом университете празднике Дне филфака, ты очень тепло отзывался о своих институтских преподавателях. Что тебедали годы, проведенные в стенах вуза?
- Могу сказать, что я с большой радостью пришел на встречу с будущими выпускниками, на День своего факультета. Очень было интересно вновь очутиться в тех стенах, в которых ты учился пять лет, в которых прошли лучшие годы твоей жизни. Что дал мне вуз? Я очень много об этом думал. Отчасти я об этом говорил, когда стоял на сцене. Я люблю наш университет, я люблю выбранную профессию. Я считаю, что те люди, которые нас учили, они все, прежде всего, любят свой предмет, и мне филологическое образование дало… на первый план я поставил бы даже не знания, а кругозор. Нельзя создавать свое, не опираясь на опыт предыдущих поколений. И вуз, мой факультет дал всем нам, кто этого хотел, кто тянулся к этому душой, широкий кругозор в области эстетики, русского языка, литературы, философии. И, конечно же, знания. При том, что преподаватель порой ограничен программой, что-то приходится оставлять на самостоятельное изучение, но знания мы получили, и я вузу благодарен за это.
- После окончания тобой вуза прошло не так много лет, но, тем не менее, студенчество уже позади. А чем, кроме учебы, оно еще запомнилось?
- Студенчество… При всем том, что мы вздыхали перед сессией, экзаменами, это все равно было самое лучшее время. И сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что, наверное, было не так сложно, как казалось тогда. Студенчество мне запомнилось общением. Запомнилось молодостью. Запомнилось тем, что мы были самостоятельными. Оно запомнилось большими литературными праздниками на филфаке.
В годы учебы, как ни странно, было больше, чем сейчас, у нас, взрослых, свободного времени. Я больше всего читал именно тогда, в студенческие годы, и свою библиотеку я начал собирать тогда же, узнав на лекциях о многих поэтах и писателях, которых я раньше не знал.
Еще, мне кажется, в эти годы мы во многом определили себя в будущем. Помнится, нам тогда говорили: таких же вам учеников, какими вы были студентами. Думаю, на нашем курсе это была похвала. Кто старался, учился, тому и жизнь даст хороших учеников, интересных, умных.
- Ты упомянул о библиотеке. Я знаю, что ты увлекаешься собиранием книг, ищешь редкие экземпляры, находишь время для новых открытий. Вопрос очень тривиальный: какую последнюю прочитанную книгу ты бы назвал и какую посоветовал бы прочитать своим ровесникам или же, возможно, тому, о ком мы сейчас говорим – студентам?
- Так сразу и не ответишь. Начну с предисловия… Помню с детства, что в нашей семье всегда существовал культ книги. Книга была для меня источником основных знаний. На моей памяти, при нашем поколении появились сотовые телефоны, стал распространяться Интернет. Я застал еще то время, когда единственная возможность подготовиться в школе по предмету было – пойти в библиотеку и взять книгу, написать вручную. Культ книги для меня, действительно, не пустое понятие.
Что я прочитал из последнего? Я сейчас взялся вплотную за Викентия Викентьевича Вересаева, прочитал его четырехтомник, в том числе «Записки врача». А что посоветовать? Одну книгу очень тяжело назвать. Просто скажу, что мне близко. Это «Отверженные» Виктора Гюго, эта книга меня в свое время потрясла.
Мне нравятся рассказы Леонида Андреева, хотя они грустные, они говорят о том, что человек бесконечно одинок. Нравится проза Юрия Трифонова. Мне нравится, как он пишет, как он в простом ищет глубину, психологизм. Мне близка поэзия Арсения Тарковского, лирика начала ХХ века, особенно Маяковский, Блок, хотя в школьные годы я Маяковского не любил и только позже сумел его оценить.
Возвращаясь к зарубежной литературе, скажу об Уильяме Голдинге. Недавно перечитал Джона Апдайка. Очень хороший американский писатель с правильными мыслями, он пишет о духовности, о потере духовности в наше время. Думаю, что в литературах нужно искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет.
Вообще же, когда задумываешься о книгах, понимаешь: к сожалению, к превеликому сожалению, жизнь человеческая не позволит успеть прочитать все, что хотелось бы. Какие-то книги для нас так и останутся неоткрытыми.
- Сегодня в твоей жизни – преподавание, творчество – ты пишешь стихи, увлечение историей, археологией, собирание записей голосов писателей и поэтов. А как проходит твой отдых?
- Возможно, это специфика нашей учительской жизни, но для меня отдых – это время, когда не трезвонит телефон, когда можно, выспавшись, позавтракав, взять любимую книгу, посмотреть любимый фильм, вечером поехать в гости. Отдых для меня – это быть дома, в семье, в тишине, без шумных компаний.
- Кроме преподавательской деятельности ты не оставляешь занятия наукой: блестяще выступаешь на научных конференциях, публикуешь статьи. Помогает ли наука в школьной работе или это скорее для души?
- Что греха таить, каждый человек, связанный с интеллектуальной деятельностью, хотел бы что-то после себя оставить, что-то ценное для других. Я хотел бы написать интересную книгу или научные статьи, которые будут значимы, которые не будут являться пережевыванием общеизвестных фактов, потому что порой «научные» работы таковыми и являются. Хотелось бы создать нужное, интересное, уникальное. Да, школа не всегда оставляет времени на научную работу, но, считаю, для своего развития заниматься наукой необходимо, хотя и очень сложно. Кроме того, вспоминаю свои студенческие шаги в науку, когда рядом всегда был преподаватель, который поможет, направит. А сейчас ты должен быть полностью самостоятельным, должен вдвойне строже и самокритичнее подходить к своему научному поиску. Возможно, поэтому учителя редко занимаются наукой, зато они хорошие практики. А с другой стороны, преподаватель педагогического вуза должен знать школу, и многие мои вузовские преподаватели работают или работали в школе. И это правильно.
- Есть такое высказывание Карла Меннингера: «Сам учитель важнее, чем то, чему он учит». Ты бы согласился с этим словами?
- Личность учителя очень важна. Именно личность педагога для ребенка является более определяющей, чем даже качество урока. Я литературу очень люблю и рассказываю искренне, от души. Плохо, если в словах учителя нет чувства. И думаю, личный пример, вдохновение больше действуют, чем строго выверенный урок.
Сужу по себе, по общению со студентами, со знакомыми – у многих нелюбовь к предмету идет из школьных лет. Нет интереса, нет понимания. От тех учителей, которые были у нас в школе, многое зависит. Если бы у меня был плохой учитель русского языка и литературы, я бы не стал поступать на филологический факультет.
Я задумываюсь, каким я должен быть для своих учеников? Нужно быть в меру строгим и добрым. Нужно быть и воспитателем, и немножко родителем, и другом, и старшим наставником – всем в одном лице.
- Впереди – Учитель России, самый главный ежегодный конкурс для тех, кто выбрал для себя нелегкий путь учительства. Конечно, мы желаем тебе только победы. А чего ты сам себе хотел бы пожелать на осеннем, заключительном этапе этого марафона?
- Я, наверное, пожелаю себе того, что мне желали на краевом этапе члены жюри уже после награждения. Они сказали: как бы дальше не сложилось, будь самим собой, не изменяй себе, какой ты есть, так же вдохновенно выступай, не подстраивайтесь ни под кого, не ломай свою систему в угоду кому-либо, чтобы не осталось там тебя самого. Я себе пожелал бы себе остаться собой. И, наверное, побороть волнение.
Н.Л.Федченко