Учитель God`a
В Армавире живёт один скромный человек… Он не считает себя особенным, хотя пишет прекрасные стихи, умеет удивляться и проникновенно чувствует жизнь. Наш герой одержал победу в краевом этапе конкурса «Учитель года», который проходил с 11 по 14 мая в Краснодаре. Александр Шагалов, учитель русского языка и литературы в седьмой школе, стал в Краснодарском крае лучшим. И осенью этот прекрасный, талантливый, молодой педагог поедет в Москву защищать честь региона на всероссийском этапе конкурса.
Не случайно эта статья появилась у нас на сайте именно 25 мая. Ведь сегодня – День филолога. И мы решили, поскольку и сами имеем непосредственное отношение к этой дате, отметить праздник интересным интервью с представителем русской словесности. Автор материала решила опустить детали, связанные с тем, что происходило с армавирским филологом на конкурсе «Учитель года», потому что, как ей показалось, куда приятнее слегка приоткрыть читателям немного души, глубины, жизни этого удивительного, тонкого и необыкновенного человека. Александр Шагалов, искренне любящий родной язык, беседовал с нами не один час…
О чём Вы думаете, когда идёте на урок?
— Каждый урок для детей должен быть открытием. И я всегда думаю, что нового я смогу им открыть… Если детям интересно – это видно по их глазам. Они включаются в работу, задают вопросы. Наверное, самое замечательное, это когда в конце урока ученик подходит к тебе с каким-то вопросом, может, более глубоким по пройденной теме. Это показатель того, что ты смог заинтересовать, увлечь.
А бывает так, что Вы идёте на урок вдохновлённым, Вам очень близка предстоящая тема – любимый автор, например, – а отдачи не получаете?
— Бывает, да… Недавно, например, мы с 7-м классом проходили Леонида Андреева, рассказ «Кусака». Говорю: ребята, это мой любимый писатель. Но дети, конечно, его оценить ещё не могут в силу возраста, потому что «Кусака» – это детское произведение, про собачку, а Андреев, на самом деле, очень серьёзный автор. Он написал роман «Дневник сатаны», пьесы «Жизнь человека», «Анатэма», например… И я-то всю его глубину знаю, знаю, что он не только автор «Кусаки», но и экспрессионист, прекрасный художник слова. Он, кстати, один из первых фотографов, занимавшихся цветными снимками в России…
Знаю, что Вы собираете записи голосов писателей. Знаю даже, что у Вас есть очень редкие вещи… Вы даёте детям их слушать?
— Конечно, слушаем… Это, кстати, стало одной из изюминок моего выступления на конкурсе в Краснодаре… Показывал мастер-класс, связанный с использованием именно авторского голоса. Включал записи Блока, Есенина, Маяковского... И на уроках, естественно, использую. Диапазон этих записей очень широк. То есть, литература ХХ века практически вся представлена, за исключением Булгакова, Цветаевой, Платонова, Северянина и Бальмонта. Остальные у меня звучат (смеётся). В основном, это оцифрованные другими людьми записи, но и свою коллекцию я собираюсь цифровать, переносить с винила на современные носители. Уникальные есть вещи, конечно... На мой взгляд, запись голоса способна раскрыть автора, дать его живой образ.
Вы – ретроград?
— Консерватор, скорее. Новации принимаю не так легко, со скрипом. Привык делать всё по старинке. С чем-то смирился, что-то отверг… Уверен, что все эти новые технологии не должны полностью захватывать пространство урока. Если они и появляются, то только в сочетании с традиционными методами. А когда учитель устраняется и дети полностью самостоятельны – это не дело. Всё-таки, хозяин урока – учитель. Он должен детей направлять, помогать им двигаться в определённом русле. Только делать это нужно так, чтобы дети этого не замечали. Учитель должен полностью планировать урок, а не идти в класс с мыслью, что урок будут делать дети. Тогда ведь и результат непредсказуем.
А бывают импровизационные уроки? Когда Вы специально не готовитесь, задумываете какой-нибудь экспромт?
— Учитель не вправе идти на урок, если он не готов. Поэтому я бы здесь сказал иначе: бывает такое, что дети могут сорвать тебе урок. Не прочитали заданный текст, например. И как тогда строить анализ? Вот в этой ситуации ты должен моментально перестроить всю схему урока, за несколько минут. Но такое редко бывает…
Ребёнок, который пришёл на урок, не прочитав заданный текст, – преступник?
— Ну, я бы так не сказал… Это преступление по отношению к литературе, прежде всего. Как можно узнать, нравится ли тебе Достоевский, если ты его не читал? Или если ты не читал Бунина, как ты поймёшь, что он хорош? Надо читать всё, чтобы определить круг своих интересов. Читающих детей, кстати, большинство. Но не всегда их интересует классика. Очень многие читают фантастику. Пусть читают, я считаю, того же Беляева, например. Он ведь очень хороший фантаст…
Можно ли ребёнку привить вкус?
— Не знаю… Сложный вопрос. Сначала я сказал бы нет, потом да, а следом совместил бы и да, и нет. Не знаю. Многие люди уже рождаются со вкусом ко всему: к чтению, к музыке, к дизайну, к архитектуре… Думаю, что у меня вкус был уже с рождения, ну и потом, то, что мне читали, отчасти, сыграло роль…
Некоторые дети читают ширпотребовскую литературу. Всяческие дурацкие книги, что в киосках продаются… Не знаю, что с этим делать (смеётся).
А как дать понять ребёнку, что классика, например, не просто слова? Как пригласить его в междустрочье?
— Самое сложное – это научить детей мыслить. Дети легко схватывают суть сюжета произведения. А путешествие в глубины… вот когда все вместе, 30 человек, мы обсуждаем какой-то текст, иногда появляются такие мысли, о которых ты сам никогда не задумывался… В споре рождается истина. Прежде всего, человек должен владеть общей культурой, должен быть образованным, он должен стремиться к тому, чтобы мыслись самостоятельно, любить мыслить. Читаешь литературу – видишь между строк… все мы разные, вообще-то. И каждый видит какие-то вещи по-своему. Вот сейчас кто-то посмотрит в окно и увидит машину, а кто-то увидит орех с причудливо надломленной веткой… Мы то, что мы видим.
Я никогда не ругаю детей за собственную точку зрения. Если тебе не нравится – обоснуй. Докажи, если ты так считаешь. Иногда это может быть метод провокации, кстати: вы не сможете, ребята, вот в седьмом классе такое может получиться, а в шестом – нет. – Александр Михайлович, да мы сможем! Давайте! – Ну, давайте… Тысячи способов, на самом деле.
Когда ребёнок поймёт, насколько произведение может быть глубинным, он начнёт ценить классику… Не просто следить за развитием сюжета, а видеть колоссальный духовный, исторический опыт поколений.
Нужно задавать правильные вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Чтобы ребёнок ответил развёрнуто, разумно.
А если ребёнок с Вами не согласен? Что тогда?
— Я постарался бы его ещё раз убедить, но ни в коем случае мнение ребёнка не стал бы ломать и как-то давить на него… Пускай, он должен иметь свою точку зрения, но, повторюсь, она должна быть аргументирована.
Когда я учился в школе, мне не нравился Маяковский. У меня были, скорее, монархические взгляды, а там революция, красные знамёна… Мне не нравилась начинка его стихов. А когда прочёл Маяковского уже в студенческие годы – я пересмотрел свою точку зрения. Я оценил его рифмы, слог, неологизмы и так далее… Понимаете, мы все разные и не можем нравиться всем, и нам не могут нравиться все писатели. Есть такие, о которых я могу не переставая говорить, есть те, которых я не очень люблю, но уважаю. Если кому-то нравится Цветаева, это не значит, что он любит Ахматову, понимаете? В общем, ребёнок имеет право на свою точку зрения. Не может нравиться всё.
Школьная программа Вас ограничивает?
— Конечно, программа не может удовлетворить каждого учителя. Всегда найдутся какие-то разногласия. Но если тебе не нравится какой-то текст (мне, например, кажется, что в нашей программе взяты слабые стихи Тютчева), возьми и дополни. Изучи с детьми программные стихи и добавь те, что ты считаешь прекрасными… Программа даёт учителю возможность маневрировать.
Бытует мнение, что маленьких детей учить проще, чем старшеклассников, это правда?
— И да, и нет. У каждого возраста есть свои особенности. Маленькие на уроке очень активны. Они тянут ручки, обижаются, что их не спросили, иногда. Бывает, что на один вопрос хотят ответить десять, пятнадцать человек! Они совещаются, работают группой, их легче увлечь… А старшеклассники… там можно глубоко копать, проводить параллели между авторами, эпохами, но их тяжелее увлечь. Часто бывают дети со своими позициями, они любят поспорить. Но в старших классах не тянут руки. Спросишь – ответят. В старших классах сложнее завоевать доверие и уважение к себе. Ты должен быть авторитетом для них.
Должен ли учитель всё знать? У Вас есть ответы на все вопросы, которые Вам задают?
— Свой предмет учитель знать обязан. Он может не знать ответов на какие-то жизненные вопросы, в силу своего опыта… Учитель, может быть, не вправе советовать, решать судьбу.
Кстати, касательно русского языка… у нас есть тысячи слов, в значении, в толковании которых можно засомневаться. Мы же не роботы, правда? Поэтому я считаю, что у любого учителя, как и ученика, настольной книгой должен быть словарь русского языка. Сомневаешься – открой и посмотри.
Недавно случай был. Изучали какого-то автора, и нам встретилось слово «погост». Казалось бы, что сложного? Моё чутьё меня не обмануло, и в конце урока я спросил о значении этого слова. Никто из 30-ти человек не знал ответа, но никто и не спросил! Как они тогда текст читали (смеётся)? В общем, учитель должен быть готовым ко всему. Ученики иногда спрашивают, просто ради любопытства, о том, чего им не нужно знать о жизни автора. Очень многих, почему-то интересует вопрос, кто как умер, от чего, это им особенно интересно (смеётся). На такие вопросы я стараюсь не отвечать, отсылаю к самостоятельному изучению биографии или текстов.
У Вас дружеские отношения с учениками?
— Для ребёнка учитель должен быть и другом, и наставником, и воспитателем, немножко родителем. Не только дружба, понимаете?.. Это чревато потерей дистанции. Дети должны знать и чувствовать, когда можно пошутить, когда я могу пошутить, а когда мы должны работать…
Должно ли иметь место наказание? Каким оно должно быть?
— На конкурсе, на этапе педагогического совета поднимали тему критики и поощрения… Многие кривили душой и говорили, что никогда в жизни в школе детей не ругали. Это неправда. Детей нужно и хвалить, если есть за что, нужно и критиковать, ругать, не обзывая, конечно, и не переходя на личности, если есть за что. Самое идеальное сочетание, когда критика звучит через похвалу: хорошо ты в прошлый раз написал работу, а в этот раз не совсем у тебя получилось. Ты же смог вот на это сделать акцент, значит, развить тему тоже сможешь… Опять же, все дети разные. Для кого-то достаточно выговора на уроке, а в некоторых случаях и родителей в школу вызывать приходится. Я считаю, что каждый должен иметь шанс, чтобы исправиться.
Как думаете, что самое главное в Вашей профессии? Правильнее, наверное, будет сказать в Вашем призвании.
Мне моя профессия нравится. Я люблю литературу, люблю язык, я восторгаюсь русским словом, пластикой языка и так далее. А что касается меня… я не считаю себя особенным. Об этом должны судить мои коллеги и ученики. Единственное, что я могу о себе сказать… На уроке я такой, какой есть. Стараюсь быть честным, не лгать ни себе, ни детям, ни слову.
В Краснодаре, на конкурсе, я проводил урок по «Маленькому принцу» Экзюпери. Мы говорили о том, чем отличается мир детей от мира взрослых – главный вопрос нашего урока. Мы пришли к выводу, что было бы прекрасно, если бы взрослые в душе сохраняли детскость. В хорошем смысле этого слова, в правильном его значении. Вот у учителя, мне кажется, это обязательно должно присутствовать в характере. То есть, не потерять желание удивляться, жить, любить, чувствовать и быть самим собой. И чтобы эти родники остались незамутнёнными, нужно читать и любить русское слово.
А.Тулинова
http://armavir.ru/novosti/2016/05/25/uchitel-goda