Главная » Статьи » Публикации » Научно-методические публикации

Принципы школьного анализа стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»

Принципы школьного анализа стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

 

«Пророк» – одно из ключевых произведений в творчестве А.С. Пушкина. Знание этого стихотворения поможет в полной мере раскрыть взгляды русского гения на предназначение поэта и поэзии и истинность творчества. Правильный методический разбор произведения – залог верного понимания школьниками идеи, заложенной в стихотворении.

 Стихотворение Пушкина «Пророк» по программе, созданной под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, изучается только в 9 классе, по программе под редакцией В.Я. Коровиной – в 9 и 10 классах, но произведение можно давать и на факультативах и дополнительных занятиях.

 Цель нашей работы – представить не полный конспект такого урока, а дать наиболее точную и верную методику разбора «Пророка», выделив особенности этого разбора.

 В начале урока, после краткого вступления о значимости и непреходящей ценности творчества А.С. Пушкина, необходимо дать (под запись) краткие сведения о времени и месте написания произведения: «Пророк» был написан поэтом во время Михайловской ссылки в сентябре 1826 года, по некоторым сведениям – как отклик на известие о казни пяти декабристов 13 июля того же года.

 Начать разбор стихотворения необходимо с прочтения самого произведения учителем или включением записи художественного чтения мастерами слова. Мы рекомендовали бы использовать видеозапись с голосом Сергея Бондарчука, читающего «Пророка», отдельные же части стихотворения будут зачитывать учитель и дети уже непосредственно при разборе самого произведения. Обязательно наличие текстов: либо это учебники (если произведение изучается в рамках программы и учебник содержит это стихотворение), либо раздаточный материал каждому ученику – листы с текстом, заранее подготовленные учителем. При таком подходе при звучащей записи дети смогут следить по тексту за прочтением произведения, если что-то не расслышат или какое-то слово окажется для них непонятным.

 

 ПРОРОК

 

 Духовной жаждою томим,

 В пустыне мрачной я влачился,

 И шестикрылый серафим

 На перепутье мне явился.

 Перстами лёгкими как сон

 Моих зениц коснулся он:

 Отверзлись вещие зеницы,

 Как у испуганной орлицы.

 Моих ушей коснулся он,

 И их наполнил шум и звон:

 И внял я неба содроганье,

 И горний ангелов полёт,

 И гад морских подводный ход,

 И дольней лозы прозябанье.

 И он к устам моим приник,

 И вырвал грешный мой язык,

 И празднословный и лукавый,

 И жало мудрыя змеи

 В уста замершие мои

 Вложил десницею кровавой.

 И он мне грудь рассек мечом,

 И сердце трепетное вынул,

 И угль, пылающий огнём,

 Во грудь отверстую водвинул.

 Как труп в пустыне я лежал,

 И бога глас ко мне воззвал:

 «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

 Исполнись волею моей

 И, обходя моря и земли,

 Глаголом жги сердца людей».

 

 После окончания записи необходимо дать минуту для первоначального формирования ощущений и эмоций, вызванных прочтением.

 Обязательна перед началом разбора стихотворения работа над старославянской лексикой, широко представленной в произведении: учитель спрашивает, значения всех ли слов понятно учащимся, дети дают определения устаревшим словам: перст – палец, зеница – глаз, уста – губы, десница – рука, глагол – слово и т.д. После разбора лексики ученик, уже не путаясь, должен подробно пересказать сюжет стихотворения.

 Вместе с классом начинаем читать стихотворение с начала:

 Духовной жаждою томим,

 В пустыне мрачной я влачился,

 И шестикрылый серафим

 На перепутье мне явился.

 Каково душевное состояние лирического героя? Он томим «духовной жаждой».

 Кого встречает лирический герой? Серафима.

 Где именно он встречает серафима? На перепутье, т.е. во время мучительного поиска себя, в часы сомнений и выбора пути.

 Акцентируем внимание на действиях, совершаемых серафимом над лирическим героем:

 Перстами лёгкими как сон

 Моих зениц коснулся он:

 Отверзлись вещие зеницы,

 Как у испуганной орлицы.

 Что произошло с глазами лирического героя после того, как серафим прикоснулся к ним? Они отверзлись, открылись.

 Почему раньше они были закрыты? Герой был духовно слеп.

 Почему глаза сравниваются с глазами испуганной орлицы? От острого взгляда орла ничего не скроется, а значит, и герой обрёл зоркость, стал замечать вокруг себя то, что не замечал раньше, ничто теперь, ни одна из несправедливостей не укроется от его взгляда.

 Моих ушей коснулся он,

 И их наполнил шум и звон:

 И внял я неба содроганье,

 И горний ангелов полёт,

 И гад морских подводный ход,

 И дольней лозы прозябанье.

 Что произошло с ушами, со слухом лирического героя после прикосновения к ним серафима? Он стал слышать всё, что не было ему доступно раньше: и земной мир (дольний), и мир небесный (горний), и если герой слышит даже «лозы прозябанье», то не сможет не услышать страдания и остаться глухим к ним.

 И он к устам моим приник,

 И вырвал грешный мой язык,

 И празднословный и лукавый,

 И жало мудрыя змеи

 В уста замершие мои

 Вложил десницею кровавой.

 Что сделал серафим с языком, с даром речи лирического героя? Вырвал его, вырвал «грешный язык, празднословный и лукавый», язык, который, наверняка, не всегда говорил правду.

 Что вложил в замершие уста героя серафим «десницею кровавой»? «Жало мудрыя змеи».

 Почему именно змеи? Жало змеи способно жалить, содержит яд, так и новый язык героя должен жалить словом, правдой, искореняя несправедливость. Но яд змеи еще и целебен. Кроме того, неслучайно сделан акцент на эпитете «мудрая» – не умная, а наделенная особым знанием.

 И он мне грудь рассек мечом,

 И сердце трепетное вынул,

 И угль, пылающий огнём,

 Во грудь отверстую водвинул.

 Что сотворил серафим с лирическим героем? «Грудь рассек мечом // И сердце трепетное вынул».

 А что серафим вложил вместо сердца в отверстую, рассеченную грудь? «Угль, пылающий огнём», т.е. трепетное, не холодное, не остывшее сердце, чтобы чувствовать страдания и боль людей и откликаться на них.

 Как труп в пустыне я лежал,

 И бога глас ко мне воззвал:

 «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

 Исполнись волею моей

 И, обходя моря и земли,

 Глаголом жги сердца людей».

 Кем становится лирический герой после всех действий серафима? Как к нему уже обращается Бог? Герой становится пророком: «И бога глас ко мне воззвал: // Восстань, пророк…».

 Кто такой пророк? Пророк – человек, возглашающий истину, избранный Богом и устами которого говорит Бог.

 Тогда какова цель пророка на земле? Нести христианские истины, глаголом жечь сердца людей.

 А кто ещё, кроме пророка, способен «глаголом» жечь «сердца людей? Поэт.

 А истинный поэт всегда пророк? Да.

 Тогда что же мы вкладываем в понятие «истинного поэта»? Следование поэта христианским истинам, чуткость к человеческим несчастьям.

 Тогда каким должен быть пророк, т.е. настоящий поэт, по мнению Пушкина? Иметь зоркие глаза, чуткий слух, острый язык, трепетное сердце, чтобы видеть, слышать, клеймить несправедливость и чувствовать страдания и боль людей – нести христианские истины, несмотря на трудности и тяготы.

 При завершении анализа стихотворения, когда раскрыты взгляды Пушкина на поэта и место его поэзии в мире, необходимо сказать об ошибочности привязывания стихотворения «Пророк» к революционной теме: настоящий поэт, т.е. пророк, как и любой человек, если видит несправедливость, если видит, как попираются христианские истины, не должен молчать, и совсем необязательно, какая при этом власть и кто стоит у власти.

 Для закрепления понимания смысла стихотворения необходимо сравнить произведение Пушкина «Пророк» с одноимёнными стихотворениями М. Лермонтова и Н. Некрасова, выявить различные подходы к пониманию поэта и места его поэзии в мире.

Категория: Научно-методические публикации | Добавил: amshagalov (19.07.2016)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Образовательная организация
МАОУ СОШ №7 им. Г.К.Жукова
Краснодарский край, г.Армавир,
ул. Лермонтова, 93. 352901
Телефон/факс: 8 (86137)33913
e-mail: armschool7@gmail.com


8 953 098-35-42 a.m.shagalov@mail.ru
На карте
https://yandex.ru/maps/-/CVhiyUz8