Главная » Статьи » Публикации » Научно-методические публикации |
ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА К ТЕМЕ НАРОДНЫХ СТРАДАНИЙ
Аннотация: В статье рассматриваются причины, побудившие Н.А.Некрасова обратиться в своём творчестве к теме народных страданий. Ключевые слова: Н.А.Некрасов, категория страдания.
Страдание – широкое и многогранное философское понятие, одна из главных категорий православной соборности, фундаментальной основы русской цивилизации. Одновременно страдание является стержневым компонентом многих произведений классической русской литературы, мерилом смысла человеческой жизни и поступков героев. По мнению А.А.Безрукова, «страдание в понимании русской классики есть та универсальная духовная этико-эстетическая категория, которая указывает направление поиска путей к спасению человеческой личности»[1]. Поэтом, сделавшим народное страдание не только главной темой своего творчества, но и воспевшим его, стал Н.А.Некрасов, заслуживший ещё при жизни славу «печальника горя народного» и «певца народной скорби». Создаётся впечатление, что поэт намеренно выбирает только мрачные стороны из окружающей его русской и, прежде всего, народной (простонародной) жизни. «Бедный, истинно мучающийся поэт, – отмечал А.Григорьев, – не может ни на минуту перестать смотреть сквозь аналитическую призму, всюду показывающую ему ворочающихся гадов: в самом простом, обычном факте повседневной жизни, способном в благоустроенной душе пробудить строй спокойный и мирный, как, например, свадьба человека из простого народа с женщиной из простого же народа, он способен видеть только грех в прошедшем и горе впереди…»1. На эту особенность некрасовской поэзии указывали не только его современники, но и литературоведы XX века. По мнению В.В.Кожинова, «даже в наиболее гармоничных строфах Некрасова, например в его лирических “пейзажах”, слышится сдержанное рыдание. Самое совершенное, внешне вполне гармоничное переживание несёт в себе внутреннее противоречие, которое готово в любое мгновение вырваться наружу и разрушить гармонию, превратить эту будто бы спокойно льющуюся поэтическую речь в проникнутый болью вопль»[2]. Далеко не последнюю роль в поэзии Н.А.Некрасова играет автобиографический элемент. Причины, повлиявшие на обращение поэта к теме страдания, по мнению одного из литературных критиков XIX века, следует искать в «условиях его личной жизни, личного развития в детские и юношеские годы»[3]. В надгробной речи на похоронах Н.А.Некрасова Ф.М.Достоевский прежде всего констатировал, что у поэта «было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает, от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его»[4]. «На первом плане здесь должен быть поставлен семейный раздор среди родителей Некрасова»1, – указывает критик Александровский. Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, был жестоким помещиком, человеком грубым и деспотичным: Вокруг меня кипел разврат волною грязной, Боролись страсти нищеты, И на душу мою той жизни безобразной Ложились грубые черты. «В неведомой глуши, в деревне полудикой…», 1846 г. Все лучшие детские воспоминания Н.А.Некрасова были связаны с образом матери, Еленой Андреевной, кроткой, образованной женщиной, которая стала в глазах будущего поэта настоящей «страдалицей». «Если будет что-нибудь святое в его жизни, но такое, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путевой звездой даже в самые тёмные и роковые мгновения судьбы его, то уж, конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слёз, детских рыданий вместе, обнявшись, где-нибудь украдкой, чтоб не видали (как рассказывал он мне), с мученицей-матерью, с существом столь любившим его»2, – вспоминал Ф.М.Достоевский. Елена Андреевна умерла в 1841 году, когда Н.А.Некрасову было 20 лет. Эта утрата стала для него тяжёлым испытанием. В 1838 году, накануне отъезда Н.А.Некрасова в Петербург, умирает его старший брат Андрей, с которым они были очень дружны. Чувства, вызванные смертью брата, поэт отразил в одном из стихотворений, составивших затем сборник «Мечты и звуки» (1840 г.): Скажите, скажите, горючие слёзы, Что я одиноко веду мою жизнь, Завяли в душе моей счастия розы, И тернии горя лишь в ней разрослись. «Могила брата», 1839 г. Первый поэтический сборник Н.А.Некрасова весьма показателен в плане интересующей нас темы. Все стихи сборника «Мечты и звуки» выдержаны в традициях романтизма, полны характерных для этого направления тем, сюжетов и образов и передают свойственные юношескому возрасту максимализм и критический, пессимистический взгляд на мир. «Точно, чтобы дополнить и ещё более усилить эти тяжёлые впечатления, вынесенные из родной семьи, судьба окружает его детские годы такими явлениями общественной жизни, которые тоже должны были вызывать в нём сострадание к несчастным, скорбь за их горькую долю»1. Рядом с имением Некрасовых, селом Грешнёво, располагалась ярославско-костромская дорога (Владимирский, или Сибирский тракт), по которой не раз проходили партии закованных в цепи ссыльных, которых народ называл «несчастными». Рядом с имением протекала Волга, на берегу которой, увидев мучающихся бурлаков, будущий поэт впервые испытал душевное и почти физическое страдание: О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски!.. «На Волге», 1860 г. Таким образом, все эти горькие детские впечатления, связанные с раздором в семье, судьбой матери, смертью брата, «тёмными» картинами народной жизни, «тяжёлым гнётом ложились <…> на восприимчивую душу будущего поэта»1, формируя в нём критический взгляд на мир. В Петербурге, во время учёбы, юноше приходилось вести нищее существование и испытывать страшную нужду, о чём позднее Н.А.Некрасов неоднократно писал в автобиографических заметках. Здесь началось его сближение с народно-демократическим крылом в русской литературе в лице В.Г.Белинского, активно поощрявшего и поддерживающего взятое Н.А.Некрасовым направление в поэзии – изображение народных страданий. Ф.М.Достоевский отмечал, что Н.А.Некрасов «всю жизнь свою был под влиянием людей, хотя и любивших народ, хотя и печалившихся о нём, может быть, весьма искренно, но никогда не признававших в народе правды, и всегда ставивших европейское просвещение своё несравненно выше истины духа народного»2. Продолжая свою мысль, Ф.М.Достоевский говорит, что у Н.А.Некрасова любовь к народу была истинной: «У него была своя, своеобразная сила в душе, не оставлявшая его никогда, – это истинная, страстная, а, главное, непосредственная любовь к народу»3. Интерес Н.А.Некрасова к народу и народным страданиям совпал с подъёмом общественного интереса к положению крестьянства, с периодом острой борьбы западников и славянофилов, отстаивающих разные духовные ценности. Мировоззрение поэта и его творчество отразили эту борьбу: автор понимает народ и народные страдания противоречиво – с гуманистической, то есть антропоцентрической (западной), и христианской, то есть православной (славянофильской) позиций. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания»1, – пишет Ф.М.Достоевский, развенчивая антропоцентрическую систему ценностей, утверждая правду Христа. Писатель продолжает: «Великое чутьё его сердца подсказало ему скорбь народную, но если б его спросили: “чего же пожелать народу и как это сделать?”, то он, может быть, дал бы весьма ошибочный, даже пагубный ответ. И уж, конечно, его нельзя винить: политического смысла у нас ещё до редкости мало, а Некрасов, повторяю, был всю жизнь под чужими влияниями. Но сердцем своим, но великим поэтическим вдохновением своим, он неудержимо примыкал, в иных великих стихотворениях своих, к самой сути народной. В этом смысле это был народный поэт»2. В таком амбивалентном отношении к народу заложен главный трагизм, связанный с обращением поэта к народным страданиям. Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» за декабрь 1877 года даёт по этому поводу точный, на наш взгляд, ответ на вопрос, почему Н.А.Некрасов обращается к народным страданиям: «В будущем народ отметит Некрасова. Он поймёт тогда, что был когда-то такой добрый русский барин, который плакал скорбными слезами о его народном горе и ничего лучше и придумать не мог, как, убегая от своего богатства и от грешных соблазнов барской жизни своей, приходить в очень тяжкие минуты свои к нему, к народу, и в неудержимой любви к нем очищать свое измученное сердце, – ибо любовь к народу у Некрасова была лишь исходом его собственной скорби по себе самом…»3 Итак, причины обращения Н.А.Некрасова к категории страдания в «значительной степени объясняются условиями его личной жизни и, главное, влиянием эпохи»1. Его интерес к народным страданиям развивался в русле идейного противостояния западников и славянофилов, отражая амбивалентность взглядов поэта. Обращение к народу и страданию было спасительным средством для Н.А.Некрасова, «исходом его собственной скорби по себе самом». Страдая сам, имея раненое с детства сердце, он абсолютизировал это чувство, понимая его очищающую и возвышающую силу. У поэта была «чуткая, отзывчивая душа, с младенчества привыкшая страдать за близких, дорогих людей и затем распространившая свой альтруизм на всех страждущих вообще», которая «не могла замкнуться в тесной сфере личной жизни, а приучилась сливать своё я с целым человечеством»2.
Примечания
[1] Безруков А.А. Возвращение к православности и категория страдания в русской классике XIX века: Монография. – М.: Издательство РГСУ, 2005. – С. 156. 1 Григорьев Аполлон. Литературная критика. М., 1967. – С. 267. [2] Кожинов В.В. Стихи и поэзия. – М.: Сов. Россия, 1980. – С. 128. [3] Аммон. Некрасов – певец скорби и упований // Покровский В. Николай Алексеевич Некрасов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. – М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. – С. 30. [4] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 11. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 419. 1 Александровский. Николай Алексеевич Некрасов (биографический очерк) // Покровский В. Николай Алексеевич Некрасов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. – М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. – С. 1. 2 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 11. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 418. 1 Александровский. Николай Алексеевич Некрасов (биографический очерк) // Покровский В. Николай Алексеевич Некрасов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. – М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. – С. 4. 1 Александровский. Николай Алексеевич Некрасов (биографический очерк) //Покровский В. Николай Алексеевич Некрасов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. – М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. – С. 3. 2 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 11. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 427. 3 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 11. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 427. 1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 9. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 209. 2 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 11. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 428. 3 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 12 томах, том 11. – С.-Петербург: Издание А.Ф.Маркса, 1894 – 1895. – С. 428. 1 Александровский. Николай Алексеевич Некрасов (биографический очерк) // Покровский В. Николай Алексеевич Некрасов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. – М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. – С. 19. 2 Аммон. Некрасов – певец скорби и упований // Покровский В. Николай Алексеевич Некрасов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. – М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. – С. 32. | |
Просмотров: 2884 | |
Всего комментариев: 0 | |