Главная » Статьи » Публикации » Научно-методические публикации

Концепт СТРАДАНИЕ в стихотворении Н.А.Некрасова “Баюшки-баю” (сборник “Последние песни”, 1877)

Концепт страдания в стихотворении Н.А.Некрасова «Баюшки-баю»

(сборник «Последние песни», 1877 год)

 

Универсально-специфической категорией для русской классики является категория соборности, важнейшая составляющая которой – категория страдания [1, с.142]. Толковый словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение страдания: «Страдание – физическая или нравственная боль, мучение» [4, с. 771]. Что значит страдать? По словарю В.И.Даля – «биться, бороться, бедовать, мучиться, маяться; терпеть боль; скорбеть, тосковать, болеть душою, нравственно; терпеть убытки, терять, лишаться чего; приходить в упадок, быть под гнётом» [2, с. 334]. Причины, вызывающие страдание, могут быть разными, и в творчестве того или иного автора это чувство может принимать разные оттенки: оно может вести к гибели или спасению, к любви или ненависти.

Одним из самых известных авторов, сделавших народное страдание главной темой своего творчества, является поэт Н.А.Некрасов, получивший славу «печальника горя народного» и «певца народной скорби». Уже в стихотворении 1848 года автор называет крестьянку, которую прилюдно секут за какую-то провинность, родной сестрой своей музы, а последние две строки произведения звучат как поэтический манифест:

Вчерашний день, часу в шестом,

‎Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

‎Крестьянку молодую.

 

Ни звука из её груди,

‎Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

‎Сестра твоя родная!»

(«Вчерашний день, часу в шестом…», 1848 г.)

Образ страдающей, «кнутом иссеченной Музы» («О Муза! я у двери гроба!..», 1877 г.) проходит через всё творчество Н.А.Некрасова и становится символом страдающего народа. В стихотворение «На Волге» поэт вносит свои детские горестные впечатления, когда он, будучи ещё маленьким мальчиком, впервые увидел на берегу реки бурлаков, выполняющих тяжёлый, непосильный труд, страдающих, по мысли автора, так же, как и весь русский народ:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..

(«На волге», 1860 г.)

Очень тесно со страданиями народа связана гражданская скорбь Н.А.Некрасова по Родине, тревога за её судьбу. Отдельный пласт в творчестве поэта занимают страдания русской женщины и страдания любви. Н.А.Некрасов в стихотворении «Замолкни, Муза мести и печали!..» (не посвящённом любви) выводит интересную «формулу чувствования»:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

(«Замолкни, Муза мести и печали!», 1855 г.)

По мысли автора, не пострадав, не испытав боли и унижений, которые могут зажечь в человеке и гнев, и ненависть, и жажду мести, нельзя испытать подлинное чувство любви, успокоения и счастья.

Помимо литературоведческого анализа, обращающегося преимущественно к содержанию произведения, представляется интересным рассмотреть стихотворение Н.А.Некрасова «Баюшки-баю» с помощью психолингвистического метода, обращающегося к языку художественного текста. «В психолингвистических исследованиях картина мира понимается как система концептов (смыслов), представляющих отражение мышлением человека предметного мира» [6, с.21]. Выбор стихотворения неслучаен. Произведение «Баюшки-баю» написано Н.А.Некрасовым в 1877 году в период «Последних песен», в период, когда поэт был смертельно болен и осознавал свой скорый уход из жизни. В стихотворении с особенной яркостью и пронзительной силой выражен концепт страдания.

Несмотря на то, что всё творчество Некрасова посвящено одной теме – народу и народным страданиям, в стихах «Последних песен» страдание приобретает в большей мере личностный характер. Речь идёт об угасании жизни поэта с его мучительными раздумьями о собственном призвании и поэтическом даре, желанием одновременно забыться вечным сном и в то же время продолжить жить. «Художественное произведение – это <…> мир, преломленный через личность творца, которая необходимо присутствует в структуре самого произведения, в структуре художественного образа» [6, с.19], поэтому несомненно, что болезнь Н.А.Некрасова, испытанные им тяжёлые физические и душевные страдания нашли отражение в его творчестве, в «Последних песнях», в стихотворении «Баюшки-баю», и, в частности, в языке этого художественного текста.

В названии произведения использованы всем известные с детства слова – «баюшки-баю» – слова, которые любящая мать напевают своему ребёнку перед сном, желая ему приятных сновидений и крепкого, спокойного сна. Однако понять истинный смысл названия и всего стихотворения можно лишь после внимательного прочтения и анализа основной его части.

Уже в первых 4 строках возникает главное ключевое слово – «непобедимое страданье», к которому примыкают «неутолимая тоска» (боль и сожаление по уходящей жизни), «жертва» (неминуемость смерти), «недуга чёрная рука» (чёрный – цвет, передающий основную тёмную гамму стихотворения):

Непобедимое страданье,

Неутолимая тоска...

Влечёт, как жертву на закланье,

Недуга чёрная рука.

В следующем четверостишии возникает образ больной и немощной Музы:

Где ты, о Муза! Пой, как прежде!

«Нет больше песен, мрак в очах;

Сказать: умрём! конец надежде!

Я прибрела на костылях!»

По воспоминаниям сестры поэта, А.А.Буткевич, Н.А.Некрасов попросил её записать один из его снов: «Муза явилась ко мне беззубой, дряхлой старухой, не было и следа прежней красоты и молодости, того образа породистой русской крестьянки, в каком она всего чаще являлась мне и в каком обрисована в поэме моей “Мороз, Красный нос”» [5, с.19]. Таким образом, автор намеренно использует в стихотворении слово «костыли», в представлении каждого из нас этот предмет связан с тяжёлым недугом, поразившим человека. Стук костыля, который становится всё тише и, наконец, замолкает с уходом музы, сравнивается со стуком могильного заступа, которым роют яму для покойного. Смерть, являющаяся последним страданием, которое нужно перетерпеть, маркируется в стихотворении такими словами, как «непобедимое страданье», «жертва на закланье», «недуг», «умрём», «конец», «заступ могильный», «яд», «гроб», схороню», «горькое забвенье».

В цветовой гамме стихотворения преобладают тёмные тона, усиливая боль, одиночество и отчаяние. Чёрный цвет, даже на бессознательном уровне, символизирует траур, а также пустоту, небытие, ничто: «чёрная рука», «мрак в очах», «ночь непробудная», «мрак упрямый». Все слова этого ряда маркируют мысль о смерти, о последнем страдании, которое должен перенести поэт.

Однако в произведении прослеживается светлый луч – луч надежды, и этот луч связан со словом «мама», человеком, дающим жизнь. Именно с матерью связаны самые тёплые детские воспоминания Н.А.Некрасова, и именно она просит лирического героя уснуть, 3 раза повторяя слово «усни» и произносит заветные слова колыбельной, которые вынесены в название стихотворения – «баю-баю-баю-баю», обещая в смерти после всех перенесённых страданий покой:

Я не один... Чу! голос чудный!

То голос матери родной:

"Пора с полуденного зноя!

Пора, пора под сень покоя;

Усни, усни, касатик мой!

Образ матери освобождает лирического героя от страдания, от всего того, из-за чего он страдал при жизни: боязнь смерти («гроб», «стужа», «горькое забвенье»); душевная смута и внутренние переживания, предчувствие надвигающейся бури, возможные кара или возмездие («молния», «гром», «ураган», «гроза»); тяжёлое и бесправное положение крестьян, мысль о которых вызывала в поэте жгучую боль («цепь», «бич», «меч»); безразличие власти к бедам народа и торжество несправедливости («беззаконье», «закон»); людское жестокосердие («людская злоба», «обида», «зло», «клевета»); невозможность больше видеть и слышать человеческие страдания («человеческий стон», «человеческая слеза»).

«Не страшен гроб, я с ним знакома;

Не бойся молнии и грома,

Не бойся цепи и бича,

Не бойся яда и меча,

Ни беззаконья, ни закона,

Ни урагана, ни грозы,

Ни человеческого стона,

Ни человеческой слезы».

Почти все вышеперечисленные слова создают негативный звуковой фон художественного текста: шум урагана и раскаты грома, звон меча и лязг цепей, свист бича и человеческий стон.

От всех перенесённых страданий лирического героя, как и самого поэта, освобождает смерть, становясь в какой-то степени пусть и горьким, но единственным лекарством, которое может помочь. Язык художественного текста ярко демонстрирует эту мысль. Таким образом, стихотворение, благодаря колыбельному мотиву, становится последней песней для лирического героя, которую спела ему его мама. Он когда-нибудь увидит свою Родину «свободной, гордой и счастливой», не будет больше знать зла. Символом этого успокоения становятся «венец любви» и «венец прощенья» (Н.А.Некрасов в «Последних песнях» не снимал и с себя вины за всё происходящее, размышлял над тем, что он мог сделать и что сделал):

«Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей...

Уступит свету мрак упрямый,

Услышишь песенку свою

Над Волгой, над Окой, над Камой,

Баю-баю-баю-баю!..»

 

Библиография:

1. Безруков А.А. Возвращение к православности и категория страдания в русской классике XIX века: Монография. – М.: Издательство РГСУ, 2005. – 340 с.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 4. – М.: Русский язык, 1978 – 1980.

3. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. – Л.: Наука, 1982.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 с.

5. Подольская И. Некрасов / Некрасов Н.А. Сочинения. – М.: Правда, 1986. – 544 с.

6. Четверикова О.В. Авторские смыслы и средства их репрезентации в художественном тексте: Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2005. – 112 с.

Категория: Научно-методические публикации | Добавил: amshagalov (10.07.2016)
Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Образовательная организация
МАОУ СОШ №7 им. Г.К.Жукова
Краснодарский край, г.Армавир,
ул. Лермонтова, 93. 352901
Телефон/факс: 8 (86137)33913
e-mail: armschool7@gmail.com


8 953 098-35-42 a.m.shagalov@mail.ru
На карте
https://yandex.ru/maps/-/CVhiyUz8